11 февраля 2016

Марвел-Дистрибуция подвела итоги 2015 года

9 февраля Марвел-Дистрибуция провела традиционную пресс-конференцию по итогам 2015 года. Характеризуя ситуацию в целом, старший вице-президент и генеральный менеджер компании Константин Шляхов отметил, что российский ИТ-рынок сильно менялся, в каких-то сегментах сокращался, и довольно быстрыми темпами, а в каких-то демонстрировал относительно уверенный рост. Те направления бизнеса, которыми занимается Марвел-Дистрибуция, становились все более разными, со своим пулом партнеров и спецификой работы.

Проанализировав работу в 2015 году, руководство Марвел-Дистрибуция приняло решение провести внутреннюю реорганизацию и пойти по пути флагманов мирового рынка ИТ и ИТ-дистрибуции (Ingram Micro, TechData, HP). Начиная с 2016 года, бизнес компании будет разделен на volume distribution (ритейл-дистрибуцию), ориентированную на розницу и конечных пользователей, и на value-add distribution (проектную дистрибуцию), направленную на корпоративный сегмент. Ожидается, что в результате реструктуризации повысится скорость принятия решений и появится возможность более чутко реагировать на запросы партнеров.

press-conference marvel vice-president

ИТ-рынок в 2015 году

По предварительной оценке внутренних аналитиков Марвел-Дистрибуции, в 2015 году падение (в штуках) в сегменте ноутбуков ускорилось и составило 41%, планшетов - 37%, фототехники – 52%. Впервые со времени появления на рынке смартфоны показали отрицательную динамику: -7% (в штуках). Традиционно стабильное направление серверов и СХД тоже продолжило падение: -36: и -39% (в USD) соответственно. 

Рост наблюдался в продажах портативного аудио (30% в штуках), консьюмерских 3D-принтеров (75% в штуках). В области 3D-печати стабильно повышающийся спрос обусловили появление новых моделей и снижение цен на устройства. Контракт с XYZprinting, ведущим вендором в этой области, обеспечил увеличение числа партнеров, закупающих эту технику у Марвел-Дистрибуции: их количество исчисляется уже десятками компаний. 

Директор по стратегическому развитию Михаил Фечин отметил, что, планируя дальнейшее пополнение вендорского портфеля, Марвел будет внимательно следить за производителями, предлагающими решения в области Интернета вещей, «умного дома», носимых гаджетов, виртуальной реальности – для розничного сегмента, облачные сервисы и системы бизнес-аналитики – для корпоративного.

press-conference marvel

Основные достижения 

Рост оборота компании в 2015 году составил 16% (в рублях), причем 18% принесло привлечение новых вендоров, среди которых — Juniper Networks, Polycom, Acer, Lenovo, Fly, Logitech, Western Digital и другие. В проектном бизнесе положительную динамику продаж (в USD) показало оборудование AXIS (45%), профессиональное аудио- и видеооборудование (43%), пассивное сетевое оборудование (12%), СХД Hitachi (10%) и HP (220%), оборудование Oracle (140%). Эти достижения помогли увеличить долю Марвела на рынке проектных поставок и привлекли более 200 новых партнеров.

В области розничного бизнеса тоже оказалось несколько точек роста (в USD): хорошие показатели демонстрировали экшн-камеры GoPro (70%), сенсорные мониторы iiyama (21%)и мониторы Philips (34%), устройства Brother (78%). В 2015 году удалось серьезно увеличить долю – до 12% – на рынке дистрибуции ноутбуков, благодаря контрактам на консьюмерские линейки с Acer и Lenovo. Интересная ситуация сложилась в сегменте мобильных телефонов: за отчетный период только 4 вендора продали в России больше устройств, чем Марвел. Продажи дистрибутора по итогам 2015 года составили 2 500 000 смартфонов и 1 500 000 кнопочных телефонов, что означает более чем двукратный рост.

Партнерская сеть 

Марвел старается работать со всеми основными игроками рынка. В 2015 году количество активных партнеров, сотрудничающих с дистрибутором не реже, чем раз в квартал, составило 3350 компаний.

За отчетный период существенно выросла доля проектного бизнеса, поэтому порядка 40% в обороте компании занимают системные интеграторы. 20% принесла компьютерная розница, 14% - сотовая розница, 15% - корпоративные реселлеры (наиболее многочисленная группа – свыше 2000 компаний), работающие в основном в SMB-сегменте. Несмотря на небольшой процент компаний, представляющих интернет-розницу (порядка 5%), только этот пул партнеров показал существенный рост в долларовом выражении по отношению к 2014 году.

Отсутствие аффилированных структур позволяет Марвел-Дистрибуции использовать этот факт в качестве уникального преимущества и успешно сотрудничать со всеми крупнейшими системными интеграторами. В 2015 год изменился ТОП-10 партнеров по проектному бизнесу. В этом списке появились такие компании, как «КОРУС Консалтинг», КОМПЛИТ и Softline, начавший активное развитие hardware-направления.

Антон Черепахин, вице-президент по ритейл-дистрибуции, отметил, что партнерскую сеть Марвел-Дистрибуции по итогам 2015 года можно охарактеризовать как «здоровую». Подавляющее большинство компаний выполняют свои обязательства, что стало следствием, с одной стороны, более взвешенной и жесткой политики кредитования, а с другой стороны, предложения различных финансовых сервисов, включающих фиксацию рублевых цен в проектах и рознице, хэджирование рисков и т.д.

press-conference marvel achievements

Международный бизнес

Марвел остался самым крупным дистрибутором в Казахстане. Более тяжелая экономическая ситуация, чем в России, вынудила многих заметных игроков закрыть бизнес в этой стране, что позволило Марвелу увеличить свою долю рынка. Так, например, каждый четвертый ноутбук, проданный на территории Казахстана, поставлен российской дистрибуторской компанией.

В балканских странах Марвел продолжал сотрудничать с крупнейшими сотовыми операторами в рамках эксклюзивного контракта с HTC. По итогам года удалось увеличить поставки смартфонов этого вендора в Восточную Европу в два раза.

Подводя итог, Константин Шляхов отметил, что в текущих макроэкономических условиях долгосрочное планирование невозможно, однако продажи января вселяют некоторый оптимизм. Реструктуризация бизнес- процессов и расширение портфеля вендоров позволят компании сохранять показатели, превышающие средние по ИТ-рынку.

Михаил Фетчин, Сергей Лапко, Константин Шляхов, Антон Черепахин, Александр Яновский

Новости компании