19 сентября 2018

Умный город ближайшего будущего. Петербург готовится к технической революции

Издание: Деловой Петербург

Петербург ждет очередная, уже четвертая по счету революция. Начать ее хотят — традиционно — из Смольного. На круглом столе в редакции "ДП" обсуждали, каких плодов городу ждать от начавшейся цифровизации.

...

"ДП":

Если оценивать по объективной шкале — насколько Петербург сейчас готов стать смарт–сити?

Иван Филиппов:

Мы точно не ниже ноля. Вопрос — с чем сравнить. У нас работает проектный офис, в который привлечены лучшие эксперты российского уровня. Мы видим экономическую составляющую, и смарт–сити для экономистов — инструмент более качественного управления городскими деньгами. В рамках смарт–сити будет проект, который развивает наш комитет, — Единая карта петербуржца. В обозримом будущем банковская карта станет атавизмом, но сам engine, который мы туда загружаем, — это будет про смарт–сити. На одном носителе будет вся информация — льготы, проезд, оплата в студенческих столовых и так далее. Это большой источник для big data, для того чтобы предоставлять более качественные услуги населению.

Валентин Микляев, генеральный менеджер Bnovo:

Вы упомянули блокчейн. Есть ли в Санкт–Петербурге проекты, созданные при сотрудничестве государства и бизнеса и при этом с применением хайповых технологий: голосовые ассистенты, нейронные сети, системы распознавания и т. д.?

Иван Филиппов:

Я знаю, что по big data многое делается. С точки зрения нейронных сетей пока, наверное, не так просто. Все про это говорят, но пока это тестовые вещи, они не про бизнес. Есть история с call–центрами, для них это разгрузка. Я недавно общался с одним известным петербургским инновационным предпринимателем, он рассказал, что может поставить на шлагбаум систему распознавания лиц, но посадить человека — гораздо дешевле. Биометрия — перспективная технология, но тут мы упираемся в реальную экономику. Необходимо появление экономической эффективности всей этой истории.

Валентин Микляев:

Есть кейс во Франции: технология для гостиничных операторов. Правительство Франции делится информацией подобного характера с бизнесом: когда люди приезжают, с какой целью. То есть чиновники делятся информацией о миграции.

Алексей Мельников, генеральный директор ООО "Марвел КТ" (торговая марка "Марвел-Дистрибуция"):

Вы правы, потому что сейчас ситуация выглядит следующим образом. По городу установлены тысячи камер. На одной улице в Петербурге на небольшом отрезке стоит порядка 300 камер (считая камеры на подъездах, магазинах и т. п.). Вопрос заключается в том, что булочная, парикмахерская или магазин у дома никогда не смогут позволить себе цифровизацию самостоятельно. Smart city, BigData — это такие же инфраструктурные проекты, какими были в свое время железные дороги. Это диджитализированная кейнсианская модель.

Валентин Микляев:

Наши основные партнеры из малого бизнеса: мини–отели, хостелы, сети апартаментов. Они понимают важность big data, но не имеют инструментов и специальных знаний для аналитики и последующего быстрого изменения процессов. Большинству предпринимателей не нужен доступ к big data, часто даже не нужна интерпретация данных, но однозначно нужны готовые решения от нас как IT–компании.

Елена Полякова:

В феврале 2018 года на форуме "Телеком двух столиц" Петер Бьерн Ларсен (основатель Smart City Insights ApSв, директор City Data Exchange, Копенгаген) рассказал об опыте создания единой городской платформы для обмена большими данными между субъектами бизнеса и государством. В Дании такая платформа создана несколько лет назад, но не работает. Самая главная причина — участники рынка, владельцы данных, не хотят их выкладывать, потому что опасаются, что ничего равноценного взамен не получат. В результате те, кому нужны данные, и те, у кого они есть, договариваются между собой напрямую, в обход этой платформы. Главная проблема — создать работающий и выгодный для всех участников механизм верификации и обмена данными. И это, видимо, задача, над решением которой все заинтересованные стороны будут биться еще долго.

Алексей Мельников:

Крупные компании закупают большое количество оборудования, на котором они хранят данные и которыми они не делятся между собой. "Единая карта петербуржца" будет содержать огромное количество информации, которая частично есть у разных компаний (сотовых операторов, интернет–провайдеров и т. п.). Вопрос: может и будет ли государство обмениваться этими данными? Это как раз реальная помощь в рамках новой экономики, причем направленная на развитие среднего и малого бизнеса.

"ДП":

Какие меры город предлагает сегодня для стимулирования инвесторов высокотехнологичных производств?

Иван Филиппов:

Для главы города провести город в новый технологический век — это стратегическая повестка. Нам была поставлена задача подготовить комплекс дополнительных мер по стимулированию инвесторов в хай–тек. Уже сделаны реальные шаги: налоговые льготы и технопарки. Их разработчик — комитет по промышленной политике и инновациям Санкт–Петербурга. Но это традиционные методы. Существует два вида инноваций: поддерживающие инновации и подрывные, которые все меняют. Для инвесторов всегда первым делом нужны кадры. Но для нашей промышленности имеющихся кадров недостаточно. У нас сегодня большой уровень интеграции образования с бизнесом, но мы считаем, что он должен быть еще выше. Необходима и государственная ревизия образовательных программ. Город в этом готов занять активную позицию. Это реальный стимул конкурентного рынка труда, который необходим для размещения высокотехнологичных производств. Так мы создадим необходимые кадры. Также мы предложили создать Единый институт развития, потому что нам необходима синхронизация. Это должен быть административно–информационный ресурс, который позволяет избежать некоторых сложностей, например, при оформлении документации. Для подрывных технологий движущая история — стартапы. Потому что инновационная идея редко рождается в сложившихся корпорациях. Необходима свежая кровь. Важно и проведение хакатонов. Каждому человеку нужно дать возможность показать свою идею, пусть он получит обратную связь от рынка. Нам необходима культура питчинга (презентация проекта с целью нахождения инвестора. — Ред.), у нас мало кто это умеет делать. Мы считаем необходимым проводить стартап–фестивали — по аналогии со Startup Village в Москве, которые проводит "Сколково". Важно расширить их по–масштабному, для того чтобы это были события федерального уровня. Все остальное — чисто научные истории, они не для венчурных инвесторов.

Алексей Мельников:

Теория правильная и блестящая. Но немножко практики. "Деловой Петербург" регулярно публикует материалы о крупных петербургских компаниях. Их владельцы — люди, которые готовы инвестировать, которым подчас в своем бизнесе просто скучно. При этом мы говорим о кадрах и стимулирующих мерах для стартапов, а что же со стимулирующими мерами для людей, которые готовы сделать не менее важный шаг — дать денег на реализацию идеи? Для развития прорывных технологий необходимо, чтобы при инвестировании в 10 стартапов, если один из них выстрелил, а девять — нет, убытки по неуспешным вложениям можно было бы зачесть себе в качестве расходов с точки зрения налогооблагаемой базы. Или чтобы инвесторы в новые технологичные направления внутри действующего бизнеса могли получать льготы по ЕСН, чтобы брать людей новых специальностей — неизвестно, пригодятся они в будущем или нет. Пока непонятна монетизация этой истории. Для инвесторов есть ли какие–либо предложения, чтобы был стимул выходить из зоны комфорта?

Иван Филиппов:

Меры фискального стимулирования инвесторов обсуждаются на федеральном уровне. Мы как субъект можем стать инициаторами изменений, но конечное решение принимает Федерация. Вопрос инвестиционного вычета обсуждается не первый год, и решения пока нет. Мы занимаемся этой работой, и нам нужна поддержка от бизнеса. Здесь должен быть посчитанный кейс, тут нужен коммерческий подход. И если мы вместе с бизнесом посчитаем и донесем этот кейс до высших органов власти, то мы готовы стать силой, которая будет эту тему двигать на городском уровне. С нашей стороны мы ввели налоговую льготу по налогу на прибыль для импортеров ПО и инвесторов ЦОД.

По информации нашего крупнейшего в Восточной Европе бизнес–инкубатора "Фонд развития интернет–инициатив", на уровне прототипа выстреливает только 2% стартапов. Соответственно, что можно сделать для того, чтобы у инвесторов была возможность монетизировать стартап? Здесь принципиальны городские корпорации. Они эту идею могут привести к рыночной модели и дать возможность ее реализовать: наполнить ее заказами. Чтобы сюда пришел инвестор, нужно вырастить 20–30 национальных чемпионов и вывести их с прицелом на экспорт. Ресурс городских компаний для этого огромен. То есть это фискальные меры и открытие рынков сбыта для валидации бизнес–идей. Это расширяет возможности для инвесторов.

Алексей Мельников:

Есть два тезиса. Возьмем льготы по налогу для инвесторов в ЦОД. Они получают льготу по налогу на прибыль от эксплуатации, а их поставщики — не получают. Капитальных затрат много, маржа поставщиков оборудования формируется в том числе с оглядкой на необходимость уплатить налог на прибыль. Возникает вопрос фискальной поддержки всей цепочки, и он крайне важен. То же самое, если говорить об экспорте ПО. Сейчас льготируется экспорт ПО за рубеж, но нет льгот для ПО, которое поставляется на российский рынок, такой вариант межрегионального экспорта ПО из Санкт–Петербурга по всей России. Точно так же нет льгот, например, по ЕСН для внутренних разработок, когда компания, вместо того чтобы покупать ERP–систему у SAP, создала рабочие места, наняла программистов и сделала свою собственную ERP–систему для внутренних нужд.